Звуки музыки: как классика влияет на ребенка?

О позитивном влиянии классической музыки на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка написано немало. Все знают, что слушать классическую музыку полезно и необходимо, но в этой статье я не буду повторять эти прописные, всем известные, истины. Думаю, вместо этого, интереснее будет поделиться с вами реальным опытом музыкотерапии, и рассказать о том разном, и таком непредсказуемом влиянии, которое оказывают произведения великих композиторов на ребенка.

Какую музыку слушать ребенку?

Наконец-то пригодилось мое музыкальное образование – при составлении подборки лучших классических произведений для каждодневного прослушивания вместе с сыном. Классическую музыку слушаем давно, еще с беременности. Произведения в список определяла, руководствуясь личными предпочтениями и основами музыкотерапии. По первому пункту в список попал Моцарт, Вивальди, Штраус, Шопен, и Бетховен. по второму: для улучшения сна: Шуман, Глюк и Чайковский. Итак, представляю вашему вниманию наш список классических музыкальных произведений.

Список классической музыки для каждодневного прослушивания

  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия ля-минор», «Прелюдия ми-минор», «Ноктюрн соль-минор», «Прелюдия №15 (Капли дождя)», «Колыбельная ре-бемоль мажор».
  • Штраус «Увертюра к оперетте «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
  • Бетховен «Симфония №6», «Соната №8», «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
  • Вивальди «Времена года» (Мажорные части 1 и 3 «Весны», 1 и 2 «Лета», 3 часть «Осени»).
  • Чайковский «Щелкунчик», «Детский альбом».
  • Моцарт «Колыбельная», «Симфония №40», «Струнный квартет №22», «Волшебная флейта», «Симфония №4», практически все фортепианные сонаты и скрипичные концерты.
  • Шуман «Вариации на тему Abegg», «Арабеска», «Симфония №3 ми-бемоль мажор (Рейнская)», «Грезы».
  • Глюк «Мелодия для флейты», «Орфей и Эвридика».

В нашем списке довольно таки много произведений, естественно слушаем мы их не все за один раз. Выбираю произведения для прослушивания, руководствуясь настроением сына и желаемым эффектом, который хочу получить от прослушивания.

Когда и сколько слушать?

Существует несколько правил прослушивания музыки:

  • Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;
  • Звучание не должно превышать громкости разговорной речи ;
  • Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве1-2 раза в день;
  • Колыбельные и спокойные песни рекомендуется прослушивать два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления;

Специалисты рекомендуют ограничивать прослушивание классической музыки до 15-30 минут 2 раза в день, но у нас не всегда получается придерживаться такого правила. Слушаем классику мы почти каждый день, в зависимости от настроения ребенка — выбираю для прослушивания разные произведения.

Включаю музыку фоново, тише разговорной речи, во время игр и занятий с малышом. Также, слушаем музыку во время еды. Внимательно слежу за поведением сына, если вижу, что музыка начинает ему надоедать, утомлять или раздражать – немедленно меняю композицию на более подходящую, или вообще прекращаю сеанс прослушивания. По длительности, это может занять 15 минут, а может и час, если сыну нравится и он в настроении, то почему бы и нет?

Воздействие классической музыки на ребенка

Изучением воздействия классической музыки на физический и психологический мир человека занимается целая наука музыкотерапия. С ее выводами сложно, да и не нужно спорить, но, откровенно говоря, не все произведения классиков оказывают на моего ребенка заявленное этой наукой влияние.

Думаю, все же, это влияние скорее индивидуальное и зависит от самого ребенка. его темперамента. а также настроения. в котором малыш приступает к прослушиванию музыки. Поэтому, музыкотерапия – музыкотерапией, но, скорее всего, каждой маме самостоятельно предстоит открыть как именно то или иное произведение классической музыки влияет на ее ребенка. Хочу отметить, что это очень занимательное, полезное и интересное занятие, как для мамы, так и малыша, так что – искренне рекомендую!

Как разные музыкальные произведения влияют на моего сына, я сегодня с вами с удовольствием поделюсь.

Была бы рада, если вы также смогли рассказать о своих наблюдениях влияния музыки на ваших малышей. Очень уж эта тема интересна!

Итак:

  • Моцарт – сын может слушать часами, становится спокойным, умиротворенным, может сосредоточенно играться самостоятельно, не капризничает (включаю почти каждый день в качестве тонизирующей и успокаивающей музыки);
  • Штраус и Шопен – оказывают бодрящее и стимулирующие влияние. Сыну очень нравятся марши и вальсы – становится очень игривым, веселым (включаю, когда вижу, что сын приуныл, когда у него плохое настроение, чтоб отвлечь, когда режутся зубки и пр.);
  • Бетховен (практически, не слушаем, так как признает только «Лунную» и еще 2 сонаты, все остальные произведения не нравится, начинает капризничать);
  • Шуман и Глюк – оказывают успокаивающее действие, но слушать произведения сын отказывается дольше 10 минут подряд (включаю очень не на долго, перед сном, во время кормления);
  • Чайковский – оказывает бодрящее воздействие, особенно»Марш из балета «Щелкунчик», но тоже долго сын не воспринимает эту музыку (включаю на непродолжительное время перед прогулкой);
  • Вивальди – поднимает настроение, слушаем только мажорные части его «Времен года» (включаю во время активных игр).
  • Бах – не слушаем, не нравится категорически.

После почти годичного прослушивания классической музыки с сыном могу сделать такой вывод. предпочтение в музыке у ребенка складывается в зависимости от его темперамента в целом и настроения в каждый конкретный момент прослушивания. Зная общее влияние тех или иных произведений на ребенка, можно подстраиваться под его настроение и постараться с помощью музыки «подправить» его самочувствие .

В качестве примера. так как ребенок у меня с активным темпераментом, то в целом, минорные и успокаивающие мотивы не вызывают у него большой любви, чего не скажешь про мажорные произведения, которые сын воспринимает на ура. Но слушаем мы разную музыку.

С практикой я поняла, какие произведения оказывают на малыша какое влияние, и теперь могу в нужный момент включить подходящее музыкальное произведение, и надеяться на получение ожидаемого эффекта (например, если вижу, что сын сильно перевозбужден, хочет играться и бегать, а ему уже время спать, то с помощью «Колыбельной» Моцарта мне удается его успокоить и настроить на сон).

Вот такие, выводы. Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным, и ваше совместное с ребенком прослушивание классической музыки принесет море новых отерытий, радости и уд овольствия вам обоим!

В качестве справки — основы музыкотерапии.

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».