Влияние разных стилей музыки на человека

Современная музыка не заставляет нас вдумываться в смысл свой, на теперешней музыке всегда ставиться текст, и всегда эти тексты выражают тему современной жизни, обычно про любовь: разбитую, забытую, невзаимную, грустную.

Тема воздействия музыки на человека, как я считаю, имеет не менее важное место в жизни общества и человека.

Причина, по которой я выбрала её, весьма интересна: с недавних пор я начала слушать рок-музыку, и это каким-то образом повлияло на моё отношение к окружающему, и притом, это отношение поменялось не в лучшую сторону. Поэтому я решила глубже изучить воздействие тех или иных музыкальных стилей на человека.

Человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с музыкальными ритмами. Музыка является неотъемлемой частью его жизни. У каждого есть свой музыкальный вкус и стиль. Музыка является прямым отражением сути человек. Какие – то характерные черты очень легко вывести: «скажи мне. что ты слушаешь, и я тебе скажу кто ты!» Даже, скорее, способом самовыражения, наряду с одеждой, например. В большинстве случаев музыкальные предпочтения напрямую связаны с характером.

Некоторые могут сказать, что музыка может только частично показать отдельные черты характера человека, но не более того. А характер, как раз и складывается из отдельных черт, но, безусловно, никто не собирается “ставить диагноз”. К тому же все мы слушаем разную музыку в разных ситуациях, но те или иные музыкальные предпочтения, так же, как и в одежде, т. е. стиль, качество, даже манера ношения (слушания) могут говорить о многом в характере. Нельзя забывать о том, что, зачастую, начиная слушать тот или иной стиль музыки, человек попадает в соответствующую субкультуру, или наоборот. И вот, как раз это о многом и говорит, скорее музыка оставляет отпечаток на характере. Но в то же время определённые черты характера толкают человека к близкому ему направлению. Мне кажется, что для определения, каких-то черт характера, в расчёт нужно принимать только те, определённые композиции, которые человек любит слушать больше всего, ведь слушать можно и звонок.

Музыка является не просто каким-то декоративным фоном, а именно носителем эмоциональной информации её создателя, которую создатель в неё вложил. И именно эта информация является определяющей в потреблении музыки, поскольку музыка в той или иной степени является продуктом. И потребитель использует этот продукт согласно своим запросам, а эти запросы напрямую связаны с характерными особенностями потребителя.

Смысл только в том, что любой человек по-разному воспринимает различные музыкальные стили (направления), причём это восприятие обусловлено чертами характера слушателя.

Некоторая агрессивность предпочитаемых стилей обусловлена желанием выделиться из общей “серой массы”, уверенностью в себе (способностью постоять за себя) и, до какой-то степени, поиском острых ощущений. Обычно это бывает у подростков, ведь их организм только начинает формироваться, как и их мировоззрение.

Существует достаточно большая категория людей, которые крайне неразборчивы в музыкальных пристрастиях – им все равно, что, лишь бы не слишком громко играло. Это тоже позволяет сделать вывод об отсутствии ярких черт характера в человеке. Крайняя степень проявления этих черт выражается в непостоянстве музыкальных пристрастий – человеку может сегодня нравиться одно (причем до фанатизма), а через несколько месяцев – другое, так же сильно, причем о предмете своих прежних пристрастий мнение будет пренебрежительное, как об “устаревшем”.

Но моя работа посвящена не только теме связи музыки с характером человека, она также освещает темы: античного развития музыки, значения музыки в духовной жизни человека. Кроме того, я расскажу о некоторых открытиях учёных в области воздействия музыки на живые организмы, я приведу примеры её положительного и отрицательного влияния.

Найти материалы про возникновение музыки было легче, чем найти материалы про современное отношение к музыке. И круг источников у меня разный: про возникновение музыки, про композиторов и про музыкальные инструменты я искала информацию из книги. Но, что касается остального, то мне пришлось воспользоваться ресурсами интернета, чтобы выявить характерные черты воздействия современной музыки на людей, в частности на подростков, а также узнать о наиболее поздних открытиях, касающихся этой темы.

Античная музыка

Музыка – одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека.

«Музыка сопутствовала человеку на всём протяжении истории. Но какой она была в те времена? Целые тысячелетия существования древнейших цивилизаций – Шумеро-Вавилонии, Древнего Китая, Египта – погружены для нас в безмолвие. А ведь музыка там звучала, о её участии в обрядах, в ритуальных драматических представлениях говорят сохранившиеся литературные памятники, археологические раскопки показывают, что, например, у древних вавилонян ещё в третьем тысячелетии до нашей эры были в ходу музыкальные инструменты: флейта, трёхструнная лира и другие. На фресках в египетских храмах мы видим группы музыкантов, играющих на лире, арфе, двойном гобое, аккомпанирующих певцам, танцовщицам, акробатам. Мы знаем, что при дворе вавилонских властителей египетских фараонов существовали хоры и ансамбли музыкантов, включающие до 150 участников. Но эта музыка давно и навсегда умолкла. »

Почти неслышные отзвуки музыки далёких веков долетают к нам из Древней Греции. Её искусство сохранило на века значение «нормы и недосягаемого образца». Произведения архитектуры и скульптуры Древней Греции полны соразмерности, гармонии, их цель не подавлять человека своим величием, а рождать в нём желание стать и самому гармоничным и совершенным. «К этой цели было направлено и воспитание молодёжи, и общественные игры – состязания в физических упражнениях, беге, управлений колесницей, которые сопровождались музыкой. Праздники в Дельфах, в честь бога Аполлона – покровителя искусств, включали в себя соревнования в пении и игре на авлосе. Аполлона часто изображали в виде кифареда.

Древнегреческая лирическая поэзия была неотрывна от музыки, и само слово «лирика» в буквальном смысле означала пение в сопровождении лиры. Музыка была существенным элементом и греческой трагедии: диалоги декламировались на распев, а хоры пелись. Хор, в сущности, был главным участником трагедии, его устами разъяснялись суть и смысл происходящего действия. Это был как бы голос автора, и в то же время голос народа. Именно хор давал оценку событиям. Вот почему, например, хор из «Антигоны» Софокла стал гимном Афинского государства. Слова его звучат гордо:

«В мире много сил великих,

Но сильнее человека,

Нет в природе ничего».

Из Древней Греции дошло да нас и несколько отрывков самой музыки. Но отрывков этих мало, и они удалены друг от друга на столетия. » Судить о всей греческой музыкальной культуре так же трудно, как если бы всю европейскую музыку мы должны были бы охарактеризовать по одному средневековому хоралу, началу какой-нибудь фуги Баха, отрывку прелюдии Шопена или арии из оперы Чайковского. Гораздо больше мы знаем о музыкальной науке древних греков. Греческий учёный Пифагор положил начало музыкальной акустике, исследуя соотношение струн и высоты их звука. Было подробно разработано учение о ладах. Греки пытались научно обосновать воздействие музыки на эмоции человека, и связывали это со строением лада. Считалось, что некоторые лады (точнее, мелодии в этих ладах) укрепляют мужество и стойкость, другие наоборот изнеживают. Всё это говорит нам о том, что музыка в древнегреческой культуре занимала важное место, а она, всё же остаётся почти неизвестной. Но знаменательно то, что эта умолкнувшая музыка породила необычайно гулкое эхо, звучащее до наших дней. Греческие мифы, греческие традиции, обряды вдохнули вторую жизнь в музыкальном искусстве всех народов. Композиторов привлекали и чисто художественная их сторона, и, главным образом ясность выражения их смысла, безоговорочное осуждение зла, возвеличение силы человеческого духа, героизма, самоотверженности. «Примером может быть миф об Орфее, прославляющий и великую силу искусства, и силу самоотверженной любви. Певец Орфей, которого заслушивались даже дикие звери, бесстрашно проник в мрачный Аид – царство мёртвых,- чтобы найти там горячо любимую жену Эвридику, внезапно и безвременно умершую. Своим пением он пробудил сострадание в жестоких богах Аида, и те возвратили ему Эвридику. Но он потерял её вторично, нарушив запрет ни разу по дороге не взглянуть на любимую. Сюжет этот (обычно с изменённым счастливым концом) был многократно использован в операх, с него и началась история этого жанра. »

Так из глубины веков до нас доходит голос далёкого искусства, голос прекрасного детства и юности человечества.

Музыкальные стили, существующие в наше время

Музыка – искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных, так и совместных; равно искусство это в действии. «Это искусство воспроизведения в звуках чувств и настроений с целью вызвать в слушателе соответствующие чувства и настроения. Главные элементы музыки: ритм, мелодия и гармония. Различают по содержанию музыку: церковную и светскую, по средствам исполнения: инструментальную и вокальную. Инструментальная музыка делится на оркестровую и камерную, по роду инструментов на духовую и смычковую»

Музыка – искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека. Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами.

Музыка – самое символическое из всех искусств, так как оказывает влияние на человека, не используя слов и зрительных образов. «Музыка считается одним из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. И наоборот, символы определяются музыкальными принципами. По словам древнегреческого философа Аттала, “музыка – это облеченные в звуки колебания и символы общества”. В греческой мифологии слово “музыка” связана с музами – девятью дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины. Музы, за исключением Урании и Клио, связаны с пением, танцами и музыкой. Они воспевают подвиги богов, и им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Другая традиция связывает муз с магическим музыкантом Орфеем. »

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Дать исчерпывающе точное определение явлению, называемому «музыка» невозможно. «Материалом музыки (физически) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (духовые инструменты), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т. п. через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека. »

Музыкальные стили и жанры

• Вокальная музыка

• Инструментальная музыка

• Кантри

• Классическая музыка

• Народная музыка

• Прикладная музыка

• Регги

• Ритм-н-Блюз

• Хип-хоп

• Электронная музыка

IV. Музыка со словами и без

Язык слов и язык музыки На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык они помогают нам общаться между собой.

Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. «Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, «доказывают, то что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольна грубая оболочка». Музыка, не упоминая ни о чём, может рассказать всё. Происходит общение чувств – разговор сердец. Искусством поэтической мысли назвал музыку композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. »

Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.

Конечно, с помощью мелодии и без слов можно выразить чувства, волнующие композитора и исполнителя. Но согласитесь, в сочетании с текстом, который раскрывает смысл мелодии, музыка становиться более доходчивой.

Чтобы песня жила у нас в душе и её хотелось бы петь, нужно гармоничное слияние слова и мелодии, соответствие стихов музыке.

Но нередко блеклые, невыразительные стихи не мешают композитору создать волнующую, блестящую мелодию, и песня приобретает популярность. И наоборот, самые прекрасные строфы поэта, не окрылённые яркой мелодией, теряют свои краски и становятся похожими на бабочку с потёртой пыльцой.

В наше время рождается огромное количество песен – и гражданских, и лирических, и комедийных. Среди них немало отличных произведений. Многие песни советских композиторов любимы не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

«Однако песни – шедевры буквально тонут среди половодья современных песен, которые по образному определению Евгения Евтушенко, склеены едва едва: «бессмысленные песни, как молчанье, притворно приодетые в слова». Непомерное увеличение вокально-инструментальными ансамблями, подчас не лучшего качества, привело к распространению песен, весьма далёких от хорошего вкуса. В грохоте мощнейших звуковых установок слов невозможно разобрать, они расчленяются на отдельные слога. Тут уж о содержании песни говорить не приходится. Оно просто теряется в бешеных ритмах, в рёве электроинструментов. »Неумеренное подражание модным зарубежным ансамблям приводит к тому, что забываются наши хорошие отечественные традиции. И песня превращается в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы никакой – один вред. Не только слова, но и мелодию уловить трудно. Музыкальный хаос пробуждает инстинкты, чуждые нам, мешая целенаправленной пропаганде хорошей музыки, возвышающей человека, делающей его чище и благороднее.

V. Положительное влияние музыки

Положительное влияние музыки на здоровье человека известно давно. Музыка успокаивает взрослых и детей, является ключиком к пробуждению приятных воспоминаний, притупляет боль, нормализует работу сердца. Об этом говорят результаты множества медицинских исследований. Однако причины такого влияния музыки на работу человеческого организма остаются неизвестными.

Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания.

Современные медицинские эксперименты установили факт благотворного влияния спокойной классической музыки на процесс выздоровления человека.

Несколько лет тому назад в американских журналах писали об экспериментах влияния музыки на растения. Было установлено, что спокойная музыка содействует росту и развитию некоторых кустов и цветов, а от буйной музыки они чахнут.

«В Германии стали употреблять спокойную музыку во время дойки коров. Эти эксперименты говорят о том, что не только люди реагируют на музыку.

Доктор Говард Хансен, бывший директор Истмонской музыкальной школы, комментировал в Американском журнале психиатрии:

“Музыка – это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она – мощная сила, как для добра, так и для зла”»[16]

Все мы любим слушать музыку.

С одной стороны, не будем исключать так называемый «человеческий фактор». Ведь мы все разные и интерес к музыкальным направлениям также сугубо индивидуален. Однако, такая занимательная наука, как физика позволяет нам взглянуть на этот вопрос совсем в другом ракурсе. Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. Этим можно объяснить такую популярность попсы. Звуки ее низкочастотны (порядка 40-66 герц). Отсюда и пристрастия людей к «клубной» музыке. Низкие частоты, которые используются в этой музыке, не напрягают, а даже в какой-то степени зомбируют людей. Некоторые могут возразить мне и сказать, что клубная музыка их отягощает и угнетает. Прошу не путать «человеческий фактор», о котором было сказано выше и научные факты.

Вы никогда не задумывались, почему так мало людей любят классическую музыку? Теперь вы знаете. Высокочастотные звуки, используемые в музыке стиля барокко, обладают большей длиной волны, чем наш мозг способен улавливать. Поэтому некоторые люди испытывают дискомфорт при длительном прослушивании «классики». А между тем давно известно, что она положительно влияет на организм человека. Да-да, классическая музыка обладает оздоровительным эффектом. Во Франции пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают больше молока. В США во время уроков языка для переселенцев проигрывали музыку Моцарта, Баха, Вивальди. Усвоение языка заметно ускорилось. В Японии в одной из пекарен хлеб выпекают под звуки Шестой симфонии Бетховена. Музыка звучит непрерывно, хлеб обладает исключительным вкусом. Ну и совсем уж весело – в Японии кто-то догадался саке (рисовую водку) гнать под музыку Моцарта. Качество саке заметно выросло. Неплохо бы и у нас на ликероводочных заводах ввести такую практику. Есть даже такой термин – «Эффект Моцарта» (именно его музыка оказывает положительное влияние на работоспособность мозга). Музыка барокко приводит к тому, что мозг начинает кроме синхронизации работы полушарий генерировать так называемые тета-волны, что приводит к улучшению памяти, повышению концентрации, внимание гораздо дольше удерживается на предмете изучения.

«Ученые из США и Канады изучают влияние музыки на организм человека. Они хотят выяснить, может ли регулярное прослушивание музыки привести к укреплению здоровья в долгосрочной перспективе. «В этом вопросе мы еще много не понимаем, – сказал профессор Роберт Заторе из университета МакДжилл в Монреале, Канада, который изучает влияние музыки на здоровье человека в Монреальском неврологическом институте. – Мы видим, что музыка улучшает память и притупляет болевые ощущения, однако мы пока не можем точно сказать, влияет ли она на общее состояние организма. Хотя у нас есть свидетельства того, что музыка влияет как на душу человека, так и на тело, мы не уверены, что это влияние однозначно можно назвать благотворным»

В ходе исследования, которое Заторе провел вместе со своими коллегами, группе людей предложили прослушать мелодию. Испытуемые, которым прослушанная музыка показалась приятной, чаще испытывали подъем настроения, чем те, кому она не понравилась».

Появилась уже особая, пусть и не очень обширная пока, область медицины — музыкотерапия. В первую очередь ею лечат нервно-психические болезни: сеансы музыкотерапии под руководством врачей психотерапевтов прочно вошли в медицинскую практику.

А в последние годы звуковое воздействие все чаще используют и для лечения соматических, телесных заболеваний.

VI. Наиболее значимые исследования в области положительного воздействия музыки на живой организм

«Тяжелый рок высасывает энергию не только из человека, но и, например, из гераней. Ещё с давних времён известно, что музыка и звуки способны влиять на вегетацию.

Возможно, древние знали это тоже, поскольку пели во время работ в поле и использовали ритмичные танцы для отдыха от работ. Но по-настоящему мы смогли узнать об этом только после того, как было проделано большое исследование.

После долгих лет упорной работы учёные выяснили, что звуки, снабжающие энергией растения, обладают той же самой частотой, что и звуки, которые, пробуждают людей.

Это звуки с частотой в 5000 Гц, минимальной частотой, оказывающей на нас положительное влияние. Открытие учёных в очередной раз подтвердило гениальность Матери Природы. Что интересно, звуки птичьего пения также обладают частотой около 5000 Гц.

Для опыта был добавлен пульсирующий звук частотой в 5000 Гц, источником которого послужило пение гигантского сверчка в качестве фона в записях музыки в стиле барокко и другой музыки. Он проигрывал эту «обеденную» музыку растениям, а потом опрыскивал их питательными веществами.

Музыка помогала растениям усваивать питательные вещества с эффективностью в 700% по сравнению с обычной. В результате скорость их роста увеличилась на 99%. Например, десятисантиметровое растение, нормальный размер которого составляет около пятидесяти сантиметров, за два с половиной года обработки при помощи питательных веществ и обеденной музыки выросло до 400 метров и попало в «Книгу рекордов Гиннесса».

Музыкальные «удобрения» учёных также помогали излечивать серьезно поврежденные растения. Урожайность возросла в двадцать пять раз. Учёные добились пятикратного ускорения роста зерновых и уверен, что уход за ними при помощи питательных веществ и звуков поможет в решении мировой проблемы недостатка питания.

Весной 1993 года он отправился в Россию, чтобы помочь увеличить там урожай зерновых. В 1992 году принц Чарльз использовал этот метод в саду своего замка и вырастил до шестидесяти пяти роз на одном кусте, при норме в пять роз. »

Поможет ли нам, людям, прослушивание сигнала с частотой в 5000 Гц, добавленного к музыке в стиле барокко во время обеда, лучше усваивать питательные вещества, содержащиеся в пище?

Во всяком случае, как показывают последние исследования, неплохо послушать «немного обеденной музыки». Когда завсегдатаи ресторанов едят под медленную классическую музыку, они жуют медленнее, лучше усваивают пищу и не набирают вес. Когда же люди едят под рок-музыку, они едят очень быстро, плохо усваивают пищу и, в результате, набирают вес.

А как с точки зрения обучения? Поможет ли нам сигнал в 5000 Гц, добавленный к музыке Супер обучения, лучше усваивать новые сведения?

«В то время как учёные занимались выращиванием растений-рекордсменов, биохимики обнаружили, как при помощи звуков удалить старые воспоминания человека.

Исследователь с мировым именем из Фонда памяти Марии Кюри[20] по изучению рака в Сюррее, Англия, сделал открытие, которое позволит людям, не только запоминать информацию быстрее, но и менять свое состояние за мгновения, и действительно контролировать боль.

Направляя низкочастотные электрические импульсы в мозг человека, учёный обнаружил, что различные частоты и профили пучков влияют на выработку различных нейротрансмиттеров — химических посланников в вашем мозгу. Например, сигнал с частотой в 10 Гц увеличивал выработку серотонина — химического вещества, которое вызывает расслабление и смягчает боль.

«Каждый мозговой центр генерирует импульсы определенной частоты, основываясь на секреторных функциях его основных нервов, — утверждает учёный. — Иными словами, внутренняя система связи в мозгу – его язык базируется на частотной модуляции».

Если вы «разговариваете» с мозгом на его собственном частотном языке, вы можете быстро и резко увеличить производство необходимых нервопередатчиков, что может помочь ускорить обучение, или снять боль, или увеличить производство химических веществ, ответственных за состояние удовольствия, таких, как эндорфин – морфин, который создается прямо в мозгу.

Ученые быстро выяснили, какие частоты стимулируют производство основных химических соединений, используемых нашим мозгом. Производство бета-эндорфина, ответственного за удовольствие, возрастает при частотах от 90 до 111 Гц. Катехоламин, жизненно важный для памяти и обучения, откликается на частоту в 4 Гц. Подумайте об этом.

Генерируйте невидимые волны, и вы сможете оказывать влияние на способности личности, ее состояние, поведение. Это то, о чем мечтают злодеи всего мира.

С другой, светлой, стороны, когда вы знаете язык мозга, вы можете превратить его в совершенно мощный аппарат для обучения — в мозговую машину. Люди присоединяют себя к приборам, которые одновременно излучают сотни частот, как большой, резонирующий хор неслышимых звуков.

Инструменты, подобные «Настройшику мозга-5», например, генерируют частоты, которые пробуждают химические соединения, отвечающие за интеллект и улучшение памяти, химические соединения, которые также являются прекрасными лекарствами против депрессии и наркозависимости. »

Музыкальные звуки, резонирующие на тех же самых частотах, но на несколько октав выше, очевидно, также стимулируют генерацию химических посланников, возбуждающих ваш разум.

Фактически все, кто занимается звуковой терапией, сообщают об обострении проницательности и других ментальных функций и о снятии стрессов и боли.

Ещё один пример того, что музыка может действовать как болеутоляющее.

Психологи из Шотландского университета в Глазго провели опыты на людях: в ходе лабораторных исследований учёные попросили добровольцев держать руку в очень холодной воде так долго, насколько это возможно.

Одной группе волонтёров во время эксперимента предложили просмотреть выступление комика по телевизору, другую попросили считать в уме, а третьей дали возможность послушать любимые мелодии на выбор: панк, рок, фолк, классику и так далее.

Выяснилось, что слушатели музыки продержались дольше всех. Исследователи полагают, что музыка наиболее сильно эмоционально захватывает и отвлекает человека, уменьшая беспокойство и повышая терпимость к дискомфорту.

“Самым удивительным выбором была песня “Firestarter” группы Prodigy. Согласитесь, это не та музыка, которая позволяет расслабиться, — рассказала проводившая эксперимент доктор Лора Митчелл. — Однако человек, выбравший эту песню, терпел боль в пять раз дольше остальных слушателей”.

«Ещё более поразительно действует музыка на эмоции человека.

В эксперименте надо было выяснить. от чего зависит волнение зрителей – от содержания, то есть от того, что происходит на экране, или от субъективной оценки того, что показывают.

Четырём группам взрослых показали кинофильм о ритуальном обряде австралийских аборигенов – инициации, посвящении мальчиков в мужчины. При этом создали три разные версии музыкального сопровождения. Первая (с тревожной музыкой) показывала, что нанесение ритуальных ран – опасное и вредное действие, и мальчики могут погибнуть. Вторая (с мажорной музыкой ) настраивала на восприятие происходящего как долгожданного и радостного события: подростки с нетерпением ждут посвящения в мужчины, этот день радости и ликования. Третье сопровождение было нейтрально повествовательным, как если бы учёный – антрополог беспристрастно рассказывал о незнакомых зрителю обычаях австралийских племён. Четвёртая группа смотрела немой вариант фильма.

Во время демонстрации фильма регистрировалось эмоциональное состояние всех групп зрителей. В минуту тяжёлых сцен, изображающих ритуальную операцию, у всех зрителей во всех группах были зарегистрированы признаки волнения. Однако зрители были существенно спокойнее, когда воспринимали немой вариант, а тяжелее всего им было при тревожном музыкальном сопровождении. Оценка ситуации навязывалась музыкой.

О влиянии музыки на эмоции знали ещё в древности. Музыку использовали и в лечебных целях на войне. Один генерал, желая выслужить перед Александром Васильевичем Суворовым, высказал мнение, сто следует уменьшить число музыкантов и пополнить ими ряды солдат. «Нет,- ответил фельдмаршал. – музыка нужна и полезна. Она веселит сердце воина, равняет его шаг, под неё мы танцуем в самом сражении. Старик с бодростью бросается на смерть, молодой, утерев маменькино молоко, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию! С музыкой я взял Измаил. »

VII. Эффект Моцарта

«Учёными был поставлен специальный опыт над крысами, которые заведомо не обладают эмоциональной реакцией на музыку. Группа из 30 крыс была помещена в помещение, где в течение двух с лишним месяцев по 12 часов подряд звучала моцартовская соната до-мажор.

Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 процентов быстрее и с меньшим на 37 процентов количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся среди случайного шума или в тишине. По мнению учёных, этот эксперимент подтверждает нейрологический, а не эмоциональный характер эффекта Моцарта.

Были получены и другие свидетельства воздействия моцартовской музыки на мозг. Нейролог из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) Джон Хьюс провел эксперимент на 36 тяжёлых эпилептических больных, которые страдали от почти постоянных припадков.

В процессе наблюдения за больными учёный включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму[24] мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникающие во время приступа, становились слабее и реже вскоре после включения музыки.

Интересно отметить, что когда вместо Моцарта эти же больные слушали музыку некоторых других композиторов, популярные ритмы тридцатых годов или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения.

И это приводит к интригующему вопросу: почему именно Моцарт? Почему не Сальери, а также не Бах, Шопен или многие другие? Моцарт начал сочинять свою музыку в раннем детском возрасте и поэтому она могла быть по своим ритмическим свойствам ближе к тем процессам, что происходят при возникновении нейронных сетей в детском мозгу. Но не нашли ли учёные другие, более объективные объяснения этого странного явления? Оказывается, такие объяснения существуют.

Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

Учёные проанализировали сотни музыкальных произведений Моцарта, Шопена и 55 других композиторов. »

Результаты они представили в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 10 секунд и более. Анализ показал, что более примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт занимает в два-три раза более высокое место.

«По предсказанию учёных, самую сильную реакцию в мозгу должны вызывать последовательности волн, повторяющихся каждые 20–30 секунд. Это предсказание основано на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, например, периодичность волн активности нейронных сетей).

Оказалось, что из всех проанализированных видов музыки именно в моцартовской пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30 секундам, повторяются чаще, чем во всех остальных. Может быть, возникающий эффект можно сравнить с резонансом? На следующем этапе своей работы учёные собираются проверить, действительно ли выбранные в соответствии с этим предсказанием отрывки музыки оказывают самый сильный эффект на мозг. »

Но вернёмся к тем экспериментам, которые демонстрируют описанное выше позитивное воздействие музыки Моцарта на здоровых и больных людей. Все обнаруженные при этом улучшения имели кратковременный характер. С другой стороны, во всех этих экспериментах участвовали взрослые люди с уже сформировавшимся мозгом.

«На этом основании некоторые исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными сетями, слушание Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.

И действительно, как будто бы учёные обнаружили такое влияние в процессе пятилетнего наблюдения за детьми. У детей, получавших уроки музыки в течение двух лет, улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем.

Исследователи высказали предположение, что музыка может оказывать структурное влияние на образование нейронных цепей в детском мозгу. Из чего следовало, что музыкальное воздействие в детстве может дать человеку интеллектуальные преимущества во взрослом состоянии. »

Изучение моцартовского эффекта на детях и другие эксперименты по воздействию на развитие детского мозга дали толчок широкому распространению в американском обществе идей так называемого детского детерминизма — теории, согласно которой первые три года жизни являются определяющими для умственного формирования ребенка. Родителей учили заботиться об образовании нейронных сетей в мозгу ребенка уже в самом раннем возрасте.

Первые годы жизни остаются навсегда, сообщал он читателям. И это потому, что именно в первые годы жизни детский мозг образует триллионы синапсов (связей, соединяющих мозговые нервные клетки).

Следовательно, стимулирующие условия развития в раннем детском возрасте, до окончательного формирования мозговых структур, являются критичными для образования синапсов и тем самым для формирования умственных, музыкальных и артистических способностей.

VIII. Мозг «под джазом»

Когда джазовые музыканты импровизируют, в их мозгу отключаются области, отвечающие за самоцензуру и торможение нервных импульсов, а вместо этого включаются области, открывающие путь для самовыражения.

Джазовые музыканты, импровизируя, создают свои уникальные риффы путем отключения торможения и включения креативности.

«Ученые обнаружили, что часть мозга, известная как дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга – широкая фронтальная область мозга, расширяющаяся от центра к периферии, – показала замедление активности мозга в процессе импровизации. Эта область, как выяснилось, отвечает за запланированные действия и самоцензуру, как, например, тщательный выбор слов для интервью.

Отключение этой области может привести к снижению процессов торможения, заключают исследователи. Ученые также обнаружили усиление активности в средней префронтальной коре головного мозга, т. е. в центре фронтальной лобной части мозга. Эта область отвечает за самовыражение, активность, выражающую индивидуальность, как, например, искренний рассказ о себе.

“Джаз часто описывают как чрезвычайно индивидуалистическую форму искусства. Вы можете легко определить игру джазового музыканта, т. к. импровизация каждого джазмена звучит, как его собственная музыка”, – говорит один исследователь. “Как нам сейчас представляется, когда вы ‘рассказываете’ собственную музыкальную историю, происходит следующее: вы закрываете импульсы, которые могут подавлять течение творческой мысли”.

Лимб отмечает, что такой тип мозговой активности может иметь место в процессе других видов импровизации, которые являются неотъемлемой частью жизни и артистов, и обычных людей. Например, отмечает он, люди постоянно импровизируют, подбирая слова в разговоре, как импровизируют и с решением неожиданных проблем. “Без этого типа творчества человек не смог бы развиваться, как вид. Это – неотъемлемая часть того, кем мы являемся. »

IX. Рок-музыка с христианской точки зрения

“Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка. “

Джу Шин (Shu Ching, 6 столетие до Р. Хр. ).

«Библия повествует, что когда иудейский царь Саул буйствовал, то придворные вызывали во дворец отрока Давида, чтобы он играл на гуслях для царя.

Нежные и мелодичные звуки успокаивали Саула, и он опять становился нормальным человеком. Так еще в самой седой древности люди знали, что нежные мелодии благотворно влияют на настроение человека.

Современная музыка вроде рок-н-ролла, особенно в стиле “тяжелого металла,”производит на слушателей противоположное действие: спокойных людей она приводит в состояние буйности, ажиотажа и злобы. »

Рок-н-ролл появился лет сорок тому назад. За этот период это направление в музыке развивалось все больше в сторону страстности. “Разницу между вчерашней рок-музыкой и сегодняшней можно уподобить скачку от моделей в купальных костюмах, помещаемых в журнале “Иллюстрированный спорт”, к фотографиям обнаженных женщин в порнографическом журнале. “

В наши дни увлечение рок-музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей.

Для многих молодых людей рок-музыка и ее более буйный вариант “тяжелый металл” стали стилем жизни, где поощряется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм.

Но музыка – это не только развлечение, но в известной мере и “проповедь. “

Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла.