Влияние музыки на психофизическое состояние человека

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Серебрякова Е. А.

В статье рассматривается влияние музыки на психику и соматическое состояние человека. Показано влияние ритма, мелодии, певческого звука на физическое и психическое состояние человека с точки зрения философии, психологии, физиологии. Доказывается, что музыка обладает значительным гармонизирующим влиянием на психику и физическое состояние человека. Обосновывается возможность применения музыкальной и вокальной терапии в практике профилактики и лечения негативных психических и физических состояний людей.

INFLUENCE OF MUSIC ON THE PSYCHOPHYSICAL THE HUMAN CONDITION

Текст научной работы на тему «Влияние музыки на психофизическое состояние человека»

УДК 615.851.82:78

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Е. А. Серебрякова

В статье рассматривается влияние музыки на психику и соматическое состояние человека. Показано влияние ритма, мелодии, певческого звука на физическое и психическое состояние человека с точки зрения философии, психологии, физиологии. Доказывается, что музыка обладает значительным гармонизирующим влиянием на психику и физическое состояние человека. Обосновывается возможность применения музыкальной и вокальной терапии в практике профилактики и лечения негативных психических и физических состояний людей.

Ключевые слова: психика, музыка, состояние, терапия, лечение, человек, влияние.

Взаимодействие человека и музыки можно рассматривать многоаспектно и с позиций разнообразных наук: психологии, психотерапии, физиологии, эстетики, этики, культурологии, теории музыки и др. Музыка выступает внешней причиной внутренних психологических переживаний, её можно сравнить с «каналом связи» между духовным опытом человечества и внутренним миром человека. Во время восприятия, музыка как бы «проникает» в личность, в этом образном сравнении раскрывается механизм воздействия музыки. Принимая духовный опыт других людей, душа человека обогащается новым ценным содержанием. Наиболее сильное воздействие на эмоции человека оказывают звуковые раздражения. При активном восприятии музыки, между физиологическими ритмами человека и музыкальными ритмом, частотами, динамикой возникает резонанс. Способность нервной системы и мускулатуры человека к усвоению ритма являются одной из физиологических основ музыкального воздействия. Любопытно, что изменение ритмического рисунка знакомой человеку песни или мелодии обязательно вызывает изменение в отношении к ней.

Восприятия музыки вызывает в сознании человека моторную активность. В древнейших культурах с музыкой тесно связан двигательный опыт человека в виде трудовых, танцевальных, ритуальных движений. Таким образом, в результате слухового и вибро-тактильного восприятия музыки, а также биорезонансного музыкального эффекта, в организме человека возникают многочисленные ответные реакции. Взаимодействие в музыкальном произведении мелодии, ритма, динамики, темпа осуществляется органично и изменение лишь одного из этих параметров вызывает изменение звучания не только самого произведения, но и изменяет воздействие произведения на человека.

Теории древних философов, также как и достижения современной науки, убедительно доказывают, что отрасль музыкальной терапии должна обратиться к глубинным знаниям о человеке, как энергетической сущности во Вселенной. На таком сочетании древних знаний и современных научных исследований построены современные модели музыкальной терапии. Обратимся к наиболее известным из них. Метод «голотропного (холотропного) дыхания» Станислава и Кристины Гроф (США), трансперсональных психологов, является плодом многолетних исследований. Метод основан на том, что сознание человека причастно к широкому вселенскому полю космического сознания, пронизывает все существующее и является его частью. Термин «голотропный» означает «стремящийся к целостности». Метод заключается в перенасыщении мозга кислородом благодаря интенсивному дыханию со специальным звуковым сопровождением, в результате чего происходит погружение в трансперсональные слои психики – в «личное бессознательное», куда вытесняются тревоги и переживания человека, и «коллективное бессознательное», что называют «памятью рода». При этом музыка может управлять дыханием во время пребывания в измененных состояниях сознания.

Образцами для С. Грофа стали тибетское и индуистское пение, особенно искусство нада-йоги, которое является способом соединение через звук. Таким образом, можно не только вводить человека в транс, но и осуществлять другие влияния на сознание. Важно, чтобы реципиент полностью подчинился звуковому потоку, позволил ему резонировать во всем теле и спонтанно реагировать на него, а музыка должна быть технически качественная и иметь достаточную громкость [1].

Аудио-технология Билла Харриса (США), психотерапевта, – одна из современных моделей работы со звуком, изобретена около 20 лет назад и практикуется в центрах во Флориде и Нью-Джерси (США). Б. Харрис исходил из того, что человеческий мозг является электрохимическим органом (в активном состоянии он производит до 10 ватт электроэнергии). Эта электрическая активность проявляется в виде мозговых волн, которых четыре типа:

– Бета-волны, генерируемые активным мозгом, они характеризуются быстрыми колебаниями с небольшой амплитудой, частота – 15 – 40 Гц;

– Альфа-волны; амплитуда их больше, частота – 9 – 14 Гц, в этом состоянии человек отдыхает после проделанной работы или медитирует;

– Тета-волны; амплитуда еще больше, частота – 5 – 8 Гц, в состоянии тета-волн человек отдыхает и почти засыпает, в этом состоянии не замечаешь, как пролетело время, действия приближаются к автоматизации, происходит формирование новых идей;

– Дельта-волны, с максимальной амплитудой колебаний и частотой 0,5 – 4 Гц, глубокий сон без сновидений – 2 – 3 Гц.150.

Благодаря тета и альфа-волнам устанавливается равновесие между левым и правым полушариями. Это состояние достигается при медитации. Такое уравнивание позволяет человеку использовать все возможности своего мозга. Это работа на крупнейшем интеллектуальном уровне.

Еще один эффект, который происходит в режиме альфа – и тета – волн – это механизм рефлекторной саморегуляции биологической системы. Сущность заключается в том, что при определенных условиях любая система предоставлена сама себе и стремится к состоянию наименьшего возбуждения частей, которые ее составляют. Относительно работы мозга: амплитуда увеличивается, частота уменьшается, при этом степень упорядоченности возрастает и происходит саморегуляция.

Звуки разных тонов успокаивают мозг и позволяют лучше взаимодействовать его левому и правому полушариям. Для этого звуковой поток разделяется на тоны. В правое ухо направляются звуки одного тона, и, соответственно, воспринимаются левым полушарием. В левое ухо направляются звуки другого тона направляются и воспринимаются правым полушарием. Синхронизация звуки между собой, достигается усилением межполушарных связей мозга. Результатом этой технологии является приобретение пациентом состояния покоя и внутреннего равновесия.

Действие музыки основано на том, что в мозге реципиента изменяются электроволны. Близким к данной технологии является лечение «Музыкой мозга», основанное на экспериментально подтвержденном убеждении, что человеческий мозг может производить музыку, которая имеет возможность так же влиять на человека, как и обычная музыка: у пациента снимается электроэнцефалограмма, электромагнитные волны, вырабатываемые мозгом, превращаются в музыку.

Действие обеих вышеописанных технологий основано на том, что в мозге изменяются электроволны. Музыкотерапия принадлежит именно к методам целостного воздействия на организм. Ведь звук (его электромагнитные колебания) действуют не на отдельные органы – печень, селезенку или сердце, а на мозг, где содержится информация о разбалансированности тех или иных органов и систем, а часто и кроется первопричина патологий. Мозг посылает импульс-команду к проблемным участкам. Таким образом, запускается механизм саморегуляции организма – очищение от шлаков, токсинов обновления крови, усилению обменных процессов. Как следствие, исчезают воспаления, новообразования, нормализуется состояние опорно-двигательного аппарата, повышается иммунитет и т. д. Это и весь секрет музыкотерапии. Звук активизирует « спящие» молекулы ДНК и заставляет человеческий организм работать на самолечение.

Методика С. В. Шушарджана (Москва), президента Международной академии интегративной медицины, основывается на древнекитайском учение о пентатонике, каждому звука которой соответствуют определенные стихии и внутренние органы. Звучание того или иного звука (в разных тембрах, динамике и т. д.) оказывает влияние на соответствующий орган. В научно-исследовательском центре музыкальной терапии и восстановительных технологий с помощью специальной аппаратуры определено соответствие вибраций каждого здорового органа определенному звуку. В зависимости от этого С. Шушарджан предлагает больному издавать определенные звуки в процессе вокалотерапии и объясняет положительный эффект вибрацией, которая вызывает приток крови к больному органу, осуществляя таким образом своеобразный массаж. Поэтому доктор медицинских наук и профессиональный певец С. В. Шушарджан предлагает петь всем – хоть раз в неделю в караоке или просто дома для себя [2].

Методика Рушеля Блаво (Санкт-Петербург), психотерапевта, руководителя Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института традиционной народной медицины и терапии, главного врача Санкт-Петербургской клиники «ROYALMED» [3], называется автором «энергоинформационной». Рушель Блаво, на основе экспедиционных исследований в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, связал древние и современные учения и в основу своей методики положил древнеиндийские представления о семи чакрах человека – энергетических центрах, отвечающих за здоровье в своей зоне воздействия. Музыкой, необходимой для определенной чакры, Р.

Блаво предлагает воздействовать на человека в процессе медитации вместе с соответствующим цветом и запахом. Известно о соответствии чакрам семи цветов, начиная от красного (самаячакра). Например, четвертой – "сердечной" – чакре, которой соответствует зеленый цвет, посвящен диск "Через медитацию к любви "и др. Кроме того, ученый экспериментирует с энергетическими свойствами воды, практикует сказкотерапию.

Методика Ирины Мельник и Евгения Гаврилина (Москва – Харьков), которую авторы – психологи называют «Синергетической интерактивной музыкотерапией» (СИМ) – яркий пример обновление традиционных для ХХ века методов психоэмоционального воздействия на личность. Метод И. Мельник – Е. Гаврилина в 1990-х гг. состоял в направленной регуляции психоэмоционального состояния человека путем компьютеризированной «настройки» в заданном направлении с помощью музыко-цвето-терапевтических программ. В конце 1990-х гг. И. Мельник дополнила этот метод «синергетическим способом интерпретации и исполнения музыки». «Синергетическая музыка» представлена аудио – визуальными программами «живой фортепианной музыки», которые включают произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа, П. Чайковского, К. Дебюсси, К. Сен-Санса и других композиторов.

Такие программы построены на одновременном действия триединства слуховых ощущений, зрительных и кинестетических. Психофизиологической основой такого синтеза является единство левого и правого полушарий мозга человека. Синергетическое межполушарное взаимодействие мозга может инициироваться новейшими психотехнологиями, в основе которых синергия искусств (синестетика), наукоемкие технологии (мультимедиа), духовные практики (инициация). Примером такой технологии является компьютеризированная психотерапия и ее важнейший компонент – синергитическая интерактивная музыкотерапия (Центр комплементарной психологии и Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии Ирины Мирошник и Евгения Гаврилина, Москва – Харьков).

Современная наука все больше внимания уделяет явлению вибраций как основе Вселенной. То же явление вибрации есть и в основе музыкального звука. На современном этапе наука близко подошла к пониманию процесса вибрации клеточных структур организма человека. Согласно предположениям учёных, вибрация клеточных структур осуществляется с частотой сотни тысяч колебаний в секунду. Таким образом, организм человека в совокупности представляется биологическим гармоничным «клеточным хором». Вопрос в том, как гармонично «вибрирует» тот или иной человек и как в этом случае вибрации музыкального звука влияют на уровень вибрации организма человека. Показательным является утверждение специалиста в области лечения музыкой соматических заболеваний С. В. Шушарджана: «Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональной действием, музыка способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу. При воздействии на вибро-рецепторы звуковых волн определенной частоты запускается противоболевая система». Впервые в мире мы доказали влияние музыки на клеточном уровне» [4].

Можно сказать, что тело человека, вибрируя на клеточном уровне, «поет» вполне гармоничные мелодии. На основе таких мелодий создаются программы гармонизации отдельных органов и систем организма. Таким образом, настройка гармоничной работы органов и систем организма возможна с помощью звучания определённых звуковых рядов и специальных мелодий. Прямое влияние вибрации и мелодии на восприятие и сознание, отдельные физиологические процессы в организме доказали исследования обрядовых песнопений народов мира и тибетских мантр.

Энерго-информационная теория, постулируя волновые процессы как основу материи, на самом деле апеллирует к музыкальной основы Вселенной, о которой сообщается еще в древних музыкально-космогонических теориях. Музыка, как считалось, не только отражает, но и начинает порядок во Вселенной. Эта пропорциональность задана внутренним строением любого музыкального звука. В его основе – единый алгоритм последовательности обертонов, что определяется математически точным соответствием дополнительных частот (призвуков). Музыкальная система в целом отражает универсальные схемы мироздания, и наука это подтверждает. Наконец, каждый человек имеет свое звучание, свой отдельный звук, вплетен в мировую симфонию голосов.

Само явление резонанса является основой музыкотерапевтичного целительного воздействия. Разбалансированный вследствие болезни колебательный контур клеток различных органов и систем организма восстанавливает в результате резонанса нормальный режим жизнедеятельности: блоки на пути течения энергии срываются, и жизненная энергия восстанавливает свой свободный ток в организме, уже не встречая никаких препятствий. Включаются саморегулирующиеся функции организма. Музыка способна помочь настроить человека на нужную частоту, подобно настройке

музыкального инструмента. Человек рождается с установкой на музыкальные ритмы своей нации – так срабатывает генная память.

Последние исследования в области генетики показали, что ДНК человека способна подчиняться специфическим командами лингвистическую природы, имеющим вибрационную и мелодическую определённость. Существует современная теория канадского ученого Роберта Коксона о влиянии музыки на структуру ДНК. На основе данной теории возникает технология музыкального ГЛП или генно-лингвистического программирования. Согласно данной теории с помощью особого комплекса музыки, слов и намерений человека осуществляется воздействие на информационную структуру ДНК человека. Это определённая форма воздействия определяется как «песня-программа». Лингво-резонансные методы музыкальной и вокальной терапии получают активное применение в рамках данной теории. Эта гипотеза в настоящее время находит всё большее подтверждение в исследовательских центров мира, что открывает значительные возможности для использования данных ультрасовременных музыкально-терапевтических методов в лечебных целях.

Остаются недостаточно исследованными: теория и методология музыкально-вокального воздействия на психические состояния человека, стратегия и тактика комплексного применения активных методов музыкально-вокальной терапии для оздоровления психики людей, роль музыкально-вокальной психокоррекции в общем комплексе лечебных мероприятий.

Недостаточно изучены и неясны вопросы выбора репертуара музыкального и вокального воздействия на психику человека. Возможности воздействия музыки и пения в комплексной профилактике и лечении негативных психических состояний до сих пор недооценивались и не использовались в России в полной мере. Этот метод имеет большие перспективы, что связано с силой воздействия музыки и пения на психофизиологию человека.

Музыкально-вокальное воздействие может являться как самостоятельным психокоррекционным инструментом для лечения и профилактики негативных психических состояний, так и использоваться в комплексном сочетании с психотерапевтическим лечением. Воздействие музыки и пения может способствовать нормализации психического состояния и повышению адаптационных возможностей личности на фоне длительной стабилизации в эмоциональной сфере, оно может вызывать позитивные и стойкие изменения в психике: уменьшение выраженности астении, формирование навыков саморегуляции, повышение настроения, самооценки и уверенности в себе и др.

Базой исследования влияния музыки и пения на психофизическое состояние человека стали Пензенский Государственный университет и Пензенский филиал Российского Государственного университета информационных технологий и предпринимательства. Здесь разработана модель музыкально-вокального воздействия на психические состояния человека. Проверка эффективности разработанной модели музыкально-вокального воздействия осуществлялась с помощью экспериментального исследования. Модель музыкально-вокального воздействия является системой, включающей психологические, психофизические и психосоциальные лечебно-реабилитационные воздействия.

Цель экспериментального исследования – оценка эффективности музыкально-вокального воздействия по комплексу проявлений, свидетельствующих о его успешности. В соответствии с этим, задачами экспериментального исследования были:

– определение характера и качества музыкально-вокального воздействия на психическое и соматическое состояние испытуемых;

– характеристика условий и факторов, влияющих на степень эффективности музыкально-вокального воздействия;

– выделение личностных свойств испытуемых, в наибольшей степени подверженных изменениям под вокальным воздействием.

В исследовании использовались методы:

– анализ литературы по теме исследования в области психологии, педагогики, психотерапии, психиатрии и др.;

– экспериментальное исследование;

– беседа;

– опрос;

– наблюдение;

-тестирование.

В исследовании также применялись следующие психодиагностические методики:

1. тест «СМОЛ в адаптации Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова.;

2. тест «Шкала астенического состояния» Л. Д. Малковой в адаптации Т. Г. Чертовой,

отражающая характеристики астенического состояния;

3. цветовой тест А. Н. Лутошкина для определения эмоционального состояния;

4. тест «Шкала дисфункциональных отношений» (ШДО) A. A. Beck и A. Weissman для определения динамики дисфункциональных отношений;

5. Гиссенский личностный опросник;

б. опросник «Sympthom Checklist-90-R» (SCL-90), для изучения клинической симптоматики;

7. опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда для определения уровня субъективного контроля над жизненными ситуациями;

8. тест «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Л. Спилбергера-Ханина для определения особенностей состояния тревожности;

9. тест «Шкала состояний» Э. Гроля и М. Хайдера (в адаптации А. Б. Леоновой) для определения степени благополучия субъективного комфорта состояния, переживаемого человеком в конкретный момент времени.

Экспериментальное исследование включало 3 этапа и осуществлялось с 2006-по 2011г. г. На разных этапах эксперимента в нём принимали участие 255 человек испытуемых – студентов, имеющих негативные психические состояния, в общем контексте в экспериментальной работе приняло участие более 300 человек. Продолжительность курса музыкально-вокального воздействия – полтора месяца, курс занятий -30 часов.

В рассматриваемой проблеме представляется важной взаимосвязь методов, разработанных в теории психотерапии с методами музыкальной и вокальной психокоррекции. Исследуемое музыкально-вокальное воздействие является системой действий, которая включает несколько компонентов:

– психокоррекция;

– формы организации;

– позиции участников;

– психологические приемы.

Виды музыкально-вокальной работы в условиях индивидуально-групповой формы музыкально-вокального воздействия:

– присутствие на занятиях друг друга;

– запись на магнитофон урока с последующим обсуждением;

– посещение открытых уроков с последующим анализом услышанной музыки;

– коллективные прослушивания записей мастеров музыкального вокального искусства с последующим анализом качества исполнения;

– мастер-класс;

-музыкально-педагогический семинар (доклады всех присутствующих с обсуждением);

– встречи с мастерами-профессионалами (педагогами – вокалистами, певцами, музыкантами, учителями музыки;

– лекции-концерты испытуемые выступают как исполнители).

Анализ результатов экспериментального исследования показал статистически значимые сдвиги психологического состояния испытуемых до и после музыкально-терапевтического лечения, т. е. музыкально-вокальное воздействие явилось фактором, положительно влияющим на изменение психологических показателей испытуемых. Однако выяснилось, что вокальное воздействие даёт более эффективные результаты при лечении негативных психических состояний, чем музыкальная психотерапия.

До и после музыкально-вокального воздействия проводились беседы с испытуемыми, в их процессе осуществлялась ориентация на замещение активностью «внутренней» неопределенности и беспомощности. В результате применения музыкально-вокального воздействия произошло снижение выраженности негативных предпатологических психологических проявлений. Музыкально-вокальное воздействие на эмоционально-волевую сферу человека способствует преодолению невротических проявлений, и погружает его в противоборство с болезненным состоянием. Под влиянием музыкально-вокального воздействия достигнуто существенное повышение основных ситуативных показателей самооценки (общее самочувствие, общее настроение, сон, активность, общительность и др.). Изменения также произошли в сторону снижения снижения самокритичности, повыщения независимости и уверенности в себе.

Результаты проведённого экспериментального исследования показали, что система музыкально-вокального воздействия представляет собой «открытую систему». Допускается варьирование расписания занятий, общего времени творческой работы, формы организации

занятий.

Реализация музыкально-вокального воздействия в процессе эксперимента определила его следующие особенности. Музыка и пение не содержит прямого информационного воздействия и адресовано структурам личности, остающимся интактными при «информационных» видах психотерапии. В основном, психотерапия опирается на вербальные формы воздействия. Музыкальное и певческое воздействие пробуждает фантазию у людей и затрагивает эмоционально-образные слои личности, именно таким путём оно помогает выходу из круга неблагоприятных психоэмоциональных состояний.

Воздействие на человека музыкой и пением создает новую, непривычную и необычную среду для функционирования психики. Музыка и пение может способствовать нормализации психического состояния и повышению адаптационных возможностей личности человека на фоне длительной стабилизации в эмоциональной сфере. Реализация музыкально-вокального воздействия вызывает позитивные и стойкие изменения в психике людей, уменьшение выраженности астении, формирование навыков саморегуляции, повышение настроения, самооценки и уверенности в себе, воспитание навыков общения и др.