Влияние музыки на психоэмоциональное состояние
и работоспособность студентов
Граздич Д. П.
Научный руководитель: асс. Чебан А. Г.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
В современно мире люди подвержены разным неблагоприятным факторам, влияющим на настроение, работоспособность и психоэмоциональное состояние в целом. Музыка является одним из средств, которое может помочь нам справляться с трудными жизненными ситуациями. Кроме того, она способна создать и поддержать нужное настроение, помогает расслабиться, а может, наоборот, зарядить энергией.
Цель исследования. Выявить влияние музыки на психоэмоциональное состояние и работоспособность студентов; определить, какой тип музыки оказывает наиболее благоприятное воздействие на данные аспекты человеческого существования.
Методы исследования. С целью сбора мнений о влиянии музыки на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов был проведён социологический опрос методом анкетирования. Было опрошено 56 студентов.
Результаты исследования. В результате проведенного эмпирического исследования выяснилось, что 100% опрошенных слушают музыку. Причем 50% студентов в течение дня слушают музыку 1-1,5 часа, 28% — менее 30 минут, а 19% — 2-4 часа в день. 95% респондентов считают, что музыка обладает успокаивающим и расслабляющим эффектом. 79% студентов утверждают, что музыка благотворно сказывается на их работоспособности. Анализ корреляций показал, что именно эти студенты имеют высокую успеваемость и отмечают у себя психоэмоциональную устойчивость (отсутствие перепадов настроения) и преобладание позитивных эмоций над негативными (78% чаще всего испытывают радость и воодушевление). Студенты предпочитают мелодичную (70%) и энергичную (50%) музыку, причем на первом месте – популярная музыка (43%), на втором – классическая музыка (31%), на третьем – рок-музыка (18%).
Вывод. Музыка действительно влияет на человека, на его психологическое состояние и работоспособность. Студенты очень подвержены разным стрессовым факторам, которые угнетают как моральное, так и физическое состояние. А благоприятное воздействие музыки повышает работоспособность и позволяет студенту быть эмоционально и психологически устойчивым. Именно эти качества и способности необходимы для хорошей успеваемости. Тот факт, что респонденты отдают предпочтение как мелодичной, так и энергичной музыке можно объяснить следующим образом: позитивное влияние музыки на человеческую жизнедеятельность связано не только с её способностью расслаблять и снимать психоэмоциональное напряжение, но и с возможностью модификации настроения и – как следствие – мобилизации внутренних сил и ресурсов личности.
музыка для беременных для развития малыша слушать