Влияние музыки на производительность труда

Влияние музыки на производительность трудаС музыкой мы встречаемся в концертном зале, театре, кино и, конечно же, — у себя дома. Но музыка, звучащая во время работы в цехе, это еще не всем привычно.

А между тем идея использования музыки как фактора, способствующего протеканию той или иной психической деятельности, не нова. Под музыку мы делаем утреннюю и производственную гимнастику, музыка играет в ресторанах и кафе, она звучит в самолетах и универсальных магазинах, под музыку маршируют, танцуют фигуристы, выступают гимнасты и, наконец, в последнее время всё более применяется лечение музыкой. Используемую таким образом музыку называют функциональной, как бы желая подчеркнуть её направленность на выполнение утилитарных, прикладных функций.

Рабочие о музыке в цехе. В определенные периоды смены включаются динамики, и по цеху разносятся музыкальные мелодии. Помещение сразу же наполняется радостным настроением, а люди, впервые попавшие в цех, где транслируется музыка, с удивлением оглядываются вокруг. Что же там происходит? Давайте сначала послушаем рабочих. Пошивочный цех киевской обувной фабрики им. X-летия комсомола Украины:

— Приятно, когда день начался песней.

— Музыка очень бодрит, поднимает настроение, возникает чувство радости, хочется быть быстрой и ловкой. Швейный цех объединения «Каштан» (Исследование на объединении «Каштан», которое упоминается в данной разделе, проведено автором при участии В. А. Костянского). — Музыка снимает усталость, мне лучше работать, когда она играет.

— Музыку люблю — она подбадривает, снимает усталость и прибавляет силы.

— Работа с музыкой лучше спорится: лучше качество, настроение бодрое.

— Музыка нужна. Она нравится всем. Музыка снимает усталость, подбадривает, в работе не мешает (бригадир участка).

— Когда включают музыку, то появляется хорошее настроение. С хорошим настроением лучше работать.

— Музыка нравится. Мне всегда с музыкой хорошо. Самочувствие хорошее, настроение отличное.

— Музыка нравится потому, что мы меньше устаем. Музыка нас никогда не утомляет, а, наоборот, подбадривает и придает больше настроения.

— Нравится с музыкой работать. Все же, когда есть музыка и песни, человеку всегда легче работать и жить.

— Когда я слышу музыку, мне кажется, что сегодня праздник.

— Музыка мне очень нравится. Ценность её в том, что она помогает человеку стать весёлым, жизнерадостным, не чувствуя при этом усталости. Большое влияние оказывает на меня музыка. При этом ты становишься как бы другим, с иным самочувствием.

А вот интересный эксперимент, проведенный в одном из сборочных цехов Пермского телефонного завода, — предприятия, одним из первых начавшего большую работу по внедрению функциональной производственной музыки и добившегося в этом деле очень больших успехов. После более чем двухлетнего звучания музыки передачи неожиданно прекратили на целую неделю. Вот что услышали экспериментаторы:

— Нет той лёгкости движений, как при музыке, а отсюда и большее физическое напряжение.

— Рабочий день стал как бы длиннее.

— Без музыки шумы прессов, штампов кажутся более заметными, резкими.

— Отсутствие музыки повлияло на настроение, а от этого понизилась производительность.

— Без музыки чувствую большое утомление.

— Ритм работы не тот, сонливое состояние.

— Большая физическая усталость, замедленность движений.

Если музыка уже прозвучала в цехе, то прекратить её очень трудно, разве что в целях эксперимента и то на непродолжительное время. Мы слышали «жалобы» работников лаборатории НОТ одной фабрики на то, что с внедрением функциональной музыки у них значительно возросли повседневные заботы. Теперь отсутствие трансляции по тем или иным техническим причинам немедленно вызывает многочисленные телефонные звонки в лабораторию и на радиоузел с просьбами и требованиями её восстановить.

Приведенные высказывания рабочих говорят сами за себя. Но сразу же возникает вопрос: а всем ли рабочим нравится музыка, играющая в цехе во время работы? Обратимся опять к конкретным исследованиям.

Киевская обувная фабрика имени Х-летия комсомола Украины. После нескольких месяцев регулярной трансляции музыки в одном из пошивочных цехов рабочим был задан вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы в цехе транслировалась музыка?» Положительный ответ был получен от 112 чел. двое на этот вопрос не ответили (всего в опросе приняли участие 114 чел.).

Швейное объединение «Каштан». Ответы 175 работниц швейного цеха на вопрос: «Нравится ли Вам функциональная музыка?». Положительный ответ был получен от 163 чел. 6 работниц на этот вопрос не ответили и 6 работниц высказали отрицательное отношение.

Пермский телефонный завод. На аналогичный вопрос из 164 опрошенных работников 2 сборочных цехов отрицательный ответ дали только 6%.

Приведённые данные весьма показательны. Вместе с тем мы встречаем рабочих, которым цеховые музыкальные передачи не нравятся. Было обнаружено, что в эту категорию входят, как правило, рабочие старшего возраста. Так, в Перми это были рабочие в возрасте 40 лет и выше. В нашем исследовании это были две работницы в возрасте 32 и 34 года и четыре — старше 40 лет. В общем-то подобные данные не могут нас особо удивить, поскольку вполне естественно, что с возрастом обычно возрастает количество внешних факторов, мешающих работе. Вместе с тем здесь есть и еще одна немаловажная деталь.

Если бы опросы о желательности трансляции музыки были проведены в самом начале её внедрения, то процент отрицательных ответов оказался бы, видимо, гораздо выше. Опыт показывает, что имеется ряд факторов (связанных большей частью с характером музыкальных произведений и акустическим решением цеха), которые мешают восприятию музыки и могут быть устранены только в процессе трансляции. По мере устранения этих возмущающих воздействий существенно снижается количество рабочих с отрицательным отношением к производственной музыке. Иными словами, в непринятии музыки, особенно пожилыми рабочими, решающее значение, на наш взгляд, имеет качество музыкальных произведений и их звучания, а не сам факт трансляции музыки в цехе. Сказанное подтверждается одним из исследований в Перми. В цехе, где музыка звучала всего полгода, рабочих с отрицательным отношением было гораздо больше — 11% (от общего числа опрошенных), чем в цехе, где музыка транслировалась три года — 5,5%.

Эффект музыки. Восприятие музыки оказывает, как мы видим, весьма благоприятное воздействие на психическое состояние рабочих. Значит, за этим должны последовать снижение их утомляемости и повышение работоспособности.

Исследования, проведенные на Пермском телефонном заводе, зафиксировали положительное влияние музыки на снижение утомляемости рабочих. Здесь изучалось состояние и динамика отдельных функций до и после организации музыкальных передач. При исследовании 100 рабочих сборочного цеха в возрасте от 18 до 45 лет оказалось, что в «музыкальные» дни улучшались чувство времени и память, значительно уменьшалось время двигательной реакции, повышался уровень внимания рабочих в течение всей смены. При этом все рабочие в дни передач музыки отмечали к концу смены меньшую усталость и лучшее общее самочувствие. Снижение утомляемости рабочих при трансляции музыки было зафиксировано и в эксперименте, проведённом в одном из пошивочных цехов киевской обувной фабрики им. Х-летия комсомола Украины. В период эксперимента музыка транслировалась через день, а замеры утомления осуществлялись ежедневно. Кривые усталости рабочих (методика «фотография самочувствия») в дни без музыки и в «музыкальные» дни показаны на рис. 23.

В исследовании, проведённом на радиозаводе, были получены свидетельства влияния музыкальных передач на повышение производительности труда. Среднее увеличение производительности бригады по сборке радиоприемников (21 рабочий) составило в дневную смену 7%, а в вечернюю — 17%. К тому же был проведен опрос более чем 700 рабочих различных участков предприятия. Почти все рабочие (98%) считали, что музыка во время работы приятна.

Исследования на Пермском телефонном заводе говорят о положительном влиянии музыкальных передач на качество продукции. В течение месяца в одном из цехов музыка транслировалась через день. Это дало снижение возврата по причине брака на 9-13% по сравнению с предыдущими месяцами. Причём внутри месяца в «музыкальные» дни брак уменьшался на 5-7%. Интересно, что когда прекратили передачу музыкальных программ на неделю, количество брака увеличилось на 6-13%.

Таким образом, музыка в цехах промышленных предприятий может оказывать существенное влияние на эффективность трудовой деятельности. Однако она, как и каждый психологический фактор, требует к себе самого серьезного внимания. В противном случае музыка не только не даст желаемого эффекта, но может нанести вред. Опыт французских предприятий, например, позволяет говорить о функциональной музыке как об очень тонком и «деликатном» инструменте, не срабатывавшем во многих случаях из-за плохой акустической разработки системы цеховой трансляции, неправильного подбора произведений и других причин 1991. В связи с этим возникает вопрос: каковы психологические механизмы воздействия на человека функциональной производственной музыки и от чего зависит ее успешное применение?

Воздействие музыки.

Существует ряд теорий, объясняющих большое влияние музыки на повышение эффективности трудовой деятельности. Авторы некоторых из них обращаются к физиологическим функциям, говорят о стимулирующем воздействии на внимание, подчеркивают эффект музыкального ритма, содействующего более экономному расходованию физической энергии. Отдавая должное всем этим факторам, большинство исследователей совершенно справедливо указывает на то, что музыка, звучащая во время работы, оказывает благоприятное воздействие не на какие-то отдельные компоненты и не на отдельные человеческие функции. Восприятие производственной музыки, как и музыки вообще, доставляет человеку удовольствие, вызывает положительные эмоции, подъём настроения, снижает скуку при выполнении однообразной работы. Конечно, это только та музыка, которая нравится рабочим. В Перми, например, изучалось влияние приятной и неприятной музыки на деятельность сборщиц конвейера. И вот оказалось, что если приятная музыка положительно сказывается на эффективности труда, то неприятная — вызывала у работниц отрицательные эмоции и в результате — значительное снижение эффективности трудовой деятельности.

Исходя из сказанного, при создании музыкальных программ мы должны стремиться к тому, чтобы представить в максимально возможной степени произведения, которые нравятся рабочим. Задача эта, безусловно, сложная, но, как показывает опыт, вполне осуществимая. Для её решения необходимо выяснить музыкальные предпочтения рабочих путем массового опроса. В любом случае требуется самый тщательный отбор произведений, чтобы исключить из них те, которые рабочим не нравятся.

Музыка, приятная работающим. Исследования, проведённые на киевских предприятиях, позволяют говорить о некоторых общих тенденциях в отношении музыкальных предпочтений работающих. Ю. 3. Гильбухом, А. Г. Костюком и автором были опрошены рабочие двух пошивочных цехов киевской обувной фабрики им. X-летия комсомола Украины (265 человек). Отвечая на вопрос «Какие музыкальные произведения Вы хотели бы включить в программу по заявкам для трансляции в цехе?», рабочие назвали 117 различных произведений. Среди них преобладающее место занимают произведения песенного жанра — 68%. Рабочих просили ответить и на такой вопрос: «Каких музыкальных произведений должно быть больше в цеховых радиопередачах — популярных или неизвестных?». Большинство (78%) высказались за популярные (а значит, знакомые и любимые) музыкальные произведения. При проведении исследования на объединении «Каштан» в цехе постоянно находился наблюдатель, который беседовал с рабочими во время трансляции музыки. Наблюдатель большей частью слышал от рабочих, что особую ценность имеют для них музыкальные произведения песенного жанра, особенно современные популярные песни.

В процессе бесед наблюдателя с работницами было отмечено 64 музыкальных произведения, которые понравились им больше всего; из них 46 (72%) представляли песенный жанр. Отметим также, что большинство песен —33 (72%) были произведениями советских композиторов.

Затем, после нескольких месяцев трансляции музыки, проводился опрос рабочих цеха (175 чел.). В числе других были заданы вопросы: «Какая музыка Вам наиболее приятна во время работы? Знакомая или незнакомая? Песни или инструментальные произведения?». Большинство — 124 чел. (71%) высказались за знакомую, а 50 (28,6%) — за незнакомую музыку (один человек на этот вопрос не ответил).

При распределении предпочтений песенного и инструментального жанра различия оказались еще более существенными. Песни предпочли 118 чел. (67,4%), а инструментальную музыку — 24 чел. (13,7%). Остальные 33 работницы (18,9%) на этот вопрос не ответили. Работниц также просили назвать пять наиболее любимых музыкальных произведений. Рассматривая полученный список, можно увидеть, что из названных 664 произведений — 611 (92,1%) были песенного жанра и только 53 (7,9%) — инструментального жанра. Причём из песен подавляющее большинство (приблизительно 91%) были произведениями советских композиторов. Таким образом, данные описанных исследований говорят о большой значимости песенного жанра, особо акцентируя внимание на хорошо знакомых, популярных произведениях. Всё это подтверждает мнение о целостном воздействии функциональной производственной музыки. А с другой стороны, что кажется нам наиболее существенным, рабочим доставляет большое удовлетворение слушать в цехе свою любимую музыку.

Функции музыки. Восприятие приятной музыки оказывает большое благоприятное воздействие на психическое состояние, настроение рабочих и тем самым снижает их утомляемость. Исследования показывают, что трансляция музыки имеет наибольшую ценность для утомлённого рабочего. Поэтому основная функция производственной музыки — помогать работающим в условиях наступающего и наступившего утомления. Обратившись к кривой работоспособности, мы находим время, наиболее актуальное для музыкальных трансляций, — после третьего часа работы в первой половине смены и после второго часа во второй половине. В соответствии с этим можно, например, предусмотреть три периода музыки продолжительностью 25-30 мин (продолжительность отдельного музыкального периода свыше получаса считается нецелесообразной. Общая длительность музыкального вещания за смену не должна превышать 2,5 ч.); одни из них — за час до обеденного перерыва, а остальные — за два часа и за час до окончания смены.

Большое значение имеет музыка, встречающая идущих на работу людей. Она придает им заряд бодрости, хорошее жизнерадостное настроение. Этот период начинается за 25-20 мин и заканчивается за 5 мин до начала смены. Трансляция встречной музыки не должна ограничиваться рамками цеха. Хорошо, когда она звучит при подходе к предприятию, на проходной и территории, в вестибюлях и других помещениях. Надо еще отметить, что если организация музыкальных передач вовремя работы возможна не всегда (о чём будет сказано ниже), то для встречной музыки никаких ограничений нет. Нет ограничений и для музыкальных передач во время отдыха (20-25 мин обеденного перерыва). Здесь особое значение имеют концерты по заявкам рабочих. В этих концертах может прозвучать ряд произведений, которые не подходят для трансляции во время работы.

И, наконец, отметим высокую ценность музыки, звучащей в периоды «врабатываемости» — 15-20 мин в начале каждой половины смены. Существует мнение, что музыкальные передачи в это время должны сокращать периоды «вхождения в работу», т. е. путём использования быстрой музыки повышать скорость рабочих движений. Это положение представляется принципиально неверным, поскольку период «врабатываемости» естественен для организма, и искусственное форсирование здесь недопустимо. Следует не «спрямлять» с помощью музыки или других стимуляторов кривую работоспособности человеческого организма, а, наоборот, в максимально возможной степени сообразовываться с ней.

В таком случае могут возникнуть сомнения по поводу целесообразности трансляции музыки в начальные периоды полусмен. В исследовании на объединении «Каштан» сравнивалось воздействие на рабочих традиционных программ, где музыка была представлена в периоды «врабатываемости», и экспериментальных программ — без музыки в эти периоды. Полученные данные показали, что музыкальные передачи в период «врабатываемости» представляли для рабочих очень большую ценность.

В чём именно эта ценность, выяснить пока что не удалось. Скорее всего и в данный период работающему необходима помощь, которую, однако, он находит не в «погоне» за быстрым темпом музыки, а слушая приятные музыкальные произведения. Привлекая аналогию из области спорта, можно сказать, что здесь рабочему требуется «легкая разминка», а не «интенсивная тренировка» перед основным стартом.

Темп музыки и работы. С музыкальным темпом следует вообще обращаться весьма осторожно во все периоды смены. Но особая опасность его превышения видится в моменты наступления усталости.

Под воздействием быстрой музыки человек может забыть об утомлении, начать работать быстрее, значительно превышая свои возможности в данный момент. Однако организм обмануть невозможно, и в конце концов это обернется еще большим утомлением, а то и переутомлением, разрушающим организм. В данном случае музыка вызывает искусственное повышение работоспособности человека, играет роль своеобразного допинга.

Известный русский ученый И. Р. Тарханов, выступая на II Международном медицинском конгрессе в Риме с докладом «Влияние музыки на человека и животных», привел впечатляющие данные о «музыкальном допинге». Испытуемые в его исследовании поднимали и опускали груз одним из пальцев руки (И. Р. Тархановым использовался эргограф — хорошо известный прибор для изучения мышечного утомления. Обычно средний палец лежащей на плоскости руки (кисть и предплечье) продевается в петлю нити, к которой прикреплён висящий груз. Испытуемый, сгибая и разгибая палец, поднимает и опускает руку, а в это время специальное устройство записывает меняющуюся в процессе нарастания утомления амплитуду движений (эргограмма )). И вот после того как испытуемый не мог больше поднимать груз, включалась веселая быстрая музыка, и движения возобновлялись на некоторое время. Грустная медленная музыка такого эффекта не вызывала.

В 1910 г. в Нью-Йорке проходили шестидневные велосипедные гонки на треке. Была праздничная обстановка, периодически играл оркестр. Было обнаружено (причём совершенно случайно), что гонщики под музыку развивали гораздо большую скорость. Среднее время прохождения одной мили при звучании музыки составляло 3 мин 04 с (скорость 19,6 миль/ч), без музыки — 3 мин 21 с (17,9 миль/ч). Как отмечает Р. Урброк, «музыка оказывала изумительный и значительный стимулирующий эффект на гонщиков, и это имело силу даже после шести дней и ночей гонки» (подобные гонки распространены в капиталистических странах. Они проходят непрерывно за счет того, что велосипедисты отдельных команд сменяют друг друга через определённые периоды времени).

Такие широкие возможности музыки для «подхлестывания» (термин «подхлестывание» получил особое распространение в связи с тейлоризмом) рабочих не могли остаться незамеченными в капиталистических странах. В частности, велогонки в Нью-Йорке, по свидетельству Р. Урброка, послужили одним из факторов, возбудивших интерес предпринимателей к использованию музыки на производстве. Вполне естественно, что в наших условиях не может быть и речи о подобном использовании музыкальных передач. Музыка должна быть не «погонщиком», а помощником рабочих.

С другой стороны, важно обратить внимание и на то, что музыка не должна своим темпом «тормозить» рабочих. В нашем, например, исследовании на швейной фабрике рабочие совершенно недвусмысленно дали понять, что медленная, «бестемповая» музыка во время работы в цехе категорически неприемлема. Таким образом, возникает проблема согласования темпа музыкальных произведений с темпом трудового процесса. В цехах современного промышленного предприятия, где осуществляются различные трудовые процессы, решение этой проблемы сопряжено с большими трудностями. В Перми, например, идут по пути определения основного доминирующего темпа работы. Не вдаваясь в более детальное обсуждение, отметим, что здесь мы находим одно из свидетельств сложности внедрения функциональной производственной музыки, необходимости тщательной и вдумчивой предварительной работы психологов и музыковедов.

Восприятие музыки в цехе. Цех — не концертный зал, здесь своя специфика восприятия музыки. Во Франции широкое распространение получил тезис, согласно которому функциональная производственная музыка «должна слышаться, но не слушаться». Это тезис представляется верным, если понимать его как требование лёгкости восприятия музыки, без активной концентрации внимания рабочего на транслируемом музыкальном произведении. Обратившись к различным музыкальным жанрам, мы находим, что такому требованию отвечает в наибольшей степени эстрадная музыка. Опыт многих предприятий подтверждает в свою очередь, что при составлении музыкальных программ решающее преимущество должны получать произведения эстрадного жанра. Такого же мнения придерживаются и рабочие, считающие наиболее приемлемой и желательной для цеховых передач эстрадную музыку. Из классической музыки могут быть использованы только цельные одноплановые произведения малых форм с ритмической пульсацией; из народной музыки — произведения с инструментальным сопровождением и тоже с ритмической пульсацией.

Подбор музыкальных произведений для трансляции в цехе — также очень сложная и ответственная задача. Положение, например, о предпочтительности эстрадной музыки не означает, что любое произведение этого жанра может автоматически включаться в программу. Во время работы недопустима трансляция многоплановых произведений концертного характера с мелодекламацией и речитативами. Программы должны состоять из произведений, свободных от резких изменений в ключе или ритме; произведения должны иметь четко очерченную, напряженную мелодическую линию, которая выдерживалась бы на всем протяжении фонограммы, обладать постоянным уровнем громкости. В цеховых передачах во время работы совершенно нежелательны грустные лирические произведения. Новые популярные произведения должны проходить предварительную «обкатку» в концертах по заявкам рабочих, транслируемым во время перерывов.

Восприятие музыки в существенной степени зависит от специфики производственного процесса, тех требований, которые предъявляются выполняемой трудовой деятельностью к вниманию рабочего. Этот фактор является, конечно, решающим при ответе на вопрос о целесообразности функциональной музыки в том или ином цехе. Музыка, подобранная даже с учетом всех специфических требований, может отвлекать рабочего, мешая тем самым успешному выполнению производственного задания. В настоящее время как в Советском Союзе, так и за рубежом твердо установлено, что музыка применима и желательна при выполнении однообразной работы. Применение музыки здесь возможно потому, что такая работа характеризуется достаточно низкой степенью занятости внимания. Желательна же здесь музыка по той причине, что она снижает или вообще снимает переживание монотонии, скуки. Функциональная производственная музыка считается одним из лучших средств борьбы с монотонностью работы.

Целесообразность трансляции музыки при выполнении работ, для которых характерна более высокая степень занятости внимания, пока что проблематична. Исключение из передач произведений песенного жанра по мере роста требований к вниманию не кажется лучшим решением, поскольку при этом значительно снижается эмоциональная ценность музыки. Не исключено, что здесь может иметь значение индивидуализация трансляции — установка на рабочих местах небольших динамиков или применение наушников. Трансляция музыки через наушники предлагается и в шумных цехах. Целесообразность таких предложений подвергается специальной проверке.

Здесь, однако, затронут очень важный вопрос, касающийся особенностей восприятия музыки в условиях производственного шума. И надо сказать, что этот фактор может внести весьма существенные коррективы в наши планы по организации функциональной музыки. Установлено, что музыка может транслироваться в цехе, где уровень шума не превышает 80 дБ. При более высоких уровнях шума музыка будет увеличивать шум, и применение ее становится возможным только при использовании наушников. Установлено также, что при уровне шума 60-80 дБ требования к акустической сети цеха должны быть особо высокими. И, наконец, в шумных цехах предъявляются повышенные требования к отбору музыкальных произведений. Здесь, например, хорошо слышны электромузыкальные инструменты, соло на кларнете, саксофоне, фортепьяно.

Создание системы функциональной производственной музыки потребует определенных организационных шагов. Прежде всего, отметим проведение соответствующей акустической разработки в масштабе всего предприятия. Для трансляции музыки необходим специальный работник-оператор, который передает программы согласно составленному расписанию. И, наконец, требуется сама музыка — музыкальные программы, записанные на магнитофонную ленту. Крупные предприятия могут пойти по пути создания собственных программ, для чего им потребуются специалисты и своя фонотека музыкальных произведений. Так поступили, например, на Пермском телефонном заводе. Возможен и иной путь — создание типовых программ централизованным способом.

музыка в животике для малыша

музыка для запоминания

сочинение роль музыки в моей жизни

какие ритмы бывают в музыке

сочинение влияние искусства на человека

This entry was posted in Как музыка влияет на работоспособность человека and tagged , , . Bookmark the <a href="http://psy-sound.ru/vliyanie-muzyki-na-proizvoditelnost-truda/" title="Permalink to Влияние музыки на производительность труда" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.