МУЗЫКА: Как развить чувство ритма?

Здравствуйте, мои музыкантики и их чудесные мамочки!

В прошлый раз мы рассуждали о том, что такое музыкальный слух, кто им обладает и как его развивать. А сегодня время поговорить о еще одной важной составляющей музыкальности — о чувстве ритма.

Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений — биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику. Разные ритмы встречаются в быту, в работе — удары молотка по гвоздю, распил дров, размешивание сахара в чашке чая. Так же ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения, а развитие чувства ритма входит в обязательную программу обучения музыкантов, танцоров и актёров.

Немного теории: понятия «ритм» и «метр».

Под музыкальным ритмом понимают упорядоченную последовательность звучаний разной продолжительности (нота целая, половинная, четверть, восьмая).

Ритм не стоит путать с метром – последовательностью равных по продолжительности долей, которые бывают сильными и слабыми.

То есть, ритм и метр тесно взаимосвязаны, но не являются одним целым.

Как развить чувство ритма у взрослого и ребенка?

Встречается взгляд, согласно которому чувство ритма, как и музыкальный слух, — это врождённая способность и развитию не подлежит. Однако, последние исследования и практика доказывает ошибочность подобного мнения: чувство ритма возможно воспитывать и тренировать, регулярно выполняя специальные упражнения.

Следует отметить, что наиболее эффективны упражнения для детей до 5-ти лет (!), но и взрослые могут существенно улучшить свои показатели.

Итак.

Чаще всего упражнения на чувство ритма исполняются хлопками или шагами под декламирование стихотворного текста. На занятиях с малышами я использую самые популярные детские стишки — «Мишка-косолапый», «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота», «Кошкин дом» и прочие, а так же сочиняю свои стишки под заказ ребят)))) Ну, что поделаешь, если мальчишка очень хочет хлопать про кота и ёжика, или верблюда, или пингвина)))

Задание 1. Тактируем ногами: просто маршируем на счёт 1 – 4, как в армии (особенно мальчишкам нравится это занятие!) Первая и третья доли – сильные, т. е. выделяем их более сильным ударом ноги. Потом меняем сильные доли на вторую и четвёртую. Потом оставляем только одну сильную долю, одним словом, меняем ритмический рисунок.

Задание 2. Марширование под разную музыку: точно также выделяем сильные доли. Это задание сложнее предыдущего, поэтому сначала я шагаю вместе с учеником, потом только считаю ему, а потом он старается продолжить самостоятельно.

Музыка, естественно, различного характера и метра — активный марш на два удара, плавный вальс на три, медленная песня на четыре.

Задание 3. Тактируем руками на счёт: сильные доли выделяем более активным и сильным хлопком, на слабые доли ладони едва касаются друг друга.

Задание 4. Тактируем руками (хлопаем) под музыку.

Для деток важно и объединять эти задания. Когда у малыша задействованы все возможные части тела — руки, ноги, рот — тогда он легче схватывает упражнение.

Задание 5. Прохлопываем или протопываем — а лучше и то, и другое))) — детский стишок, к примеру, «Кошкин дом» (обязательно громко декламируя слова).

Задание 6. «Промаршировываем» четверти, приговаривая «шаг-шаг-шаг-шаг», после чего отрабатываем восьмушки: бег на носочках со словами «бе-гом-бе-гом-бе-гом-бе-гом» (в четверти 2 восьмушки). После отработки длительностей работаем с учеником в паре — я топаю четверти, малыш бежит восьмушками; потом меняемся. Обычно деткам очень нравится, когда взрослый участвует в занятии и также выполняет задания, тогда они еще больше стараются, внимательно прислушиваются и исполняют ритмы точно в паре.

Задание 7. Протопать-пробежать стихотворение (четвертные доли – шагаем, восьмые – пробегаем).

Например:

Бом-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Шаг-шаг! Бе-гом, шаг!

Бе-гом-бе-гом-бе-гом, шаг!

Задание 8. Учимся различать метр и ритм (снова парное задание): один под декламацию стиха «отшагивает» метр (сильные и слабые его доли), второй – ритм (по слогам). Это можно отхлопать, отшагать, отстучать на сидении стула или барабане — чем разнообразней, тем интересней для ребенка!

Еще одна учительская хитрость: один и тот же стих исполняя разными способами, ребенок тренируется и запоминает/повторяет пройденный материал, а ему самому кажется, что он делает что-то абсолютно новое))) А если ему еще и какой-нибудь ударный инструмент выдадут.

Как выработать чувство ритма начинающим музыкантам?

  • В привычку должна войти игра под метроном. Поначалу метроном будет отвлекать от ритмического рисунка мелодии, но со временем при такой игре ритмика заметно улучшится. Настройки со временем можно сменить, экспериментируя с разными темпами.

Скажу, судя по себе — в детстве метроном кажется злейшим врагом, а все потому, что к его помощи прибегают только, когда уже допущены ошибки, и нужно переучиваться. А, как известно, ничего зануднее и труднее переучивания — нету. Но, если начать использовать метроном во избежание возможных ошибок, то обучение проходит легче, приятней и быстрее.

  • Тренировки лучше начинать с медленных ритмов, увеличивая скорость постепенно, а результаты записывать в наглядную таблицу достижений — т. е. сегодня я играл со скоростью 88, сыграл 5 раз (из них 3 раза без ошибок) и получил 3 наклейки/плюсика/конфетки; завтра со скоростью 92 и т. д. И ребенок не заметит, как быстро он дойдет до нужного темпа совсем безболезненно и легко!)))
  • Тренировать нужно разные ритмические рисунки, не зацикливаясь на единственном ритме. Это правило важно в осваивании нового произведения или песни! Нельзя утрировать и повторять бездумно по 100 раз (раньше очень популярный метод обучения среди музыкальных педагогов), ведь, если сначала проблемное место пойдет на улучшение, то потом концентрация пропадает и появляется в два раза больше ошибок, чем раньше. А еще ребенок теряет интерес к обучению и к музыке в целом.
  • Слушайте с ребенком музыку со сложными ритмами. Это может быть любая музыка от классики (Моцарта, Гайдна, Бетховена) до современных танцевальных ритмов сальсы, танго и других латиноамериканских танцев.
  • Когда ребенок играет что-либо, записывайте и прослушивайте его игру вместе, отмечайте ошибки, сравнивайте с оригиналом или записью учителя. Этот метод не только поможет найти и исправить ошибки, но и поспособствует развитию музыкального слуха, музыкальной памяти и внимательности.

В целом — развить в ребенке чувство ритма совсем не сложно, просто взрослый (будь то учитель или родитель) должен уделить этому время и внимание; должен своим личным примером мотивировать ребенка — декламировать счет четко, внятно, в одинаковой скорости (темпе), с одинаковыми расстояниями (паузами); должен не забывать, что количество теряет качество, когда ребенок не заинтересован; должен помнить, что все вышеупомянутые упражнения производятся в легкой игровой форме.