Как развить музыкальные способности малыша

Если вы заметили, что ребенок всегда реагирует на музыку, то стоит показать его опытному педагогу, который сможет определить, есть ли у ребенка слух и чувство ритма. Если есть способности, подкрепленные живым интересом, то лучше их развивать. Постарайтесь делать это правильно. В таком юном возрасте у ребенка закладываются основы музыкальной культуры и музыкального восприятия, поэтому старайтесь приобщить его к музыке. Ставьте для прослушивания классические произведения, как симфонические, так и оперные арии, но не нужно навязывать их ребенку, и уж тем более заставлять силой слушать. С малышами хорошо прослушивать песни, самые простые, можно детские.

Старайтесь развивать певческие навыки ребенка. Пусть ребенок сначала просто подпевает, потом попробуйте попросить его петь с выражением – веселые песни петь более энергично и бодро, грустные – с оттенком печали, и так далее. Можно попросить ребенка изобразить, как бы эту песенку спел медвежонок, а как котенок, а как слон. Ребенок постепенно поймет, как по-разному может звучать одно и то же произведение, почувствует разницу в эмоциональной окраске, ритме, тональности.

Постепенно знакомьте ребенка с различными музыкальными направлениями, ставьте ему диски с разнообразной музыкой, ходите с ним на концерты по детскому абонементу. Чем старше ребенок, тем шире и глубже его восприятие музыки – пусть он слушает самую разную хорошую музыку, развивая свой музыкальный вкус и кругозор.

Занимаясь с ребенком музыкой, обратите внимание на то, чтобы он различал и мог сам воспроизвести свойства музыкального звука – его тембр, силу, длительность и высоту.

Обычное прослушивание музыки может не принести желаемых плодов, если оно не подкреплено анализом музыкального произведения. Говорите с ребенком о прослушанной музыке, просите, чтобы он поделился своими ощущениями, указал на самое взволновавшее его место, определил, какой у музыки характер.

Придумайте веселые игры, цель которых – научить ребенка различать звуки разной высоты и длительности. Для этого вовсе не нужны дорогостоящие игрушки: можно использовать буквально то, что под руку попадется. Например, стеклянные бутылочки из-под детского питания. Надо взять несколько штук, наполнить их водой (каждую – до разного уровня) и устроить «концерт» для своего ребенка. Поочередно ударяя по емкостям каким-то твердым предметов, например, чайной ложечкой, шариковой ручкой, можно наглядно продемонстрировать, что звуки будут разные! Можно выстроить их в ряд (с возрастанием уровня воды) и быстро провести по ним ложечкой или ручкой. Потом в обратном порядке. Ребенок будет в восторге и сам охотно примется за «извлечение звуков».

Вместо стеклянных емкостей с водой можно использовать колокольчики разной величины, пустотелые металлические цилиндры. Главное – проявите фантазию, сделайте так, чтобы ребенку было интересно! И результат не заставит себя ждать.

Если ребенок уже занимается с педагогом, следите за тем, чтобы он занимался регулярно. Если у него не получается какой-то сложный пассаж, вдохновите его, успокойте, не ругайте. Музыка должна приносить радость, а не расстройство. Просто побудьте рядом с ребенком, пока он пытается сыграть сложное место. Всячески поддерживайте своего ребенка в занятиях музыкой, но если у него вдруг пропал интерес, не настаивайте слишком активно.