Метр (чередование сильных и слабых долей) и ритм (чередование длинных и коротких звуков) – основа музыки. До-музыка. Первобытное знание любого живого существа.
Что такое музыкальный ритм? Чередование разных по длительности звуков? Вот что говорят по этому поводу специалисты: «В широком смысле слова ритм есть организованная последовательность построений (мотив, фраза, предложение) разной величины. Метр — это порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные (сильные) и неопорные (слабые) доли. Метр есть система организации музыкального ритма. Музыка требует единства метра и ритма и образует единый метроритм.
Организованная последовательность длительностей звуков (целая нота, половинная, четвертная, восьмая и т. д.) представляет собой музыкальный ритм. Ритм является одним из основных выразительных и формообразующих средств музыки». ( Сайт «Я – музыкант» http://yamuzykant. ru/)
Что же такое чувство ритма? Как его развить? Существует мнение, что это невозможно, поскольку чувство ритма — штука врожденная. Однако на практике мне довелось убедиться, насколько легко и играя можно развить чувство ритма у себя и у своих детей!
Вот несколько советов по методике Р. М.Шейнина (г. Самара) и Д. Е. Огороднова :
1. Чем раньше – тем лучше. Возраст – дошкольный, начиная с грудного. После 5-ти – уже намного сложнее. Идеальный вариант – внутриутробно – беременная мама делает упражнения на метр и ритм. Но и со взрослыми тоже не безрезультатно.
2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2, 3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 – сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4. Работа в группе намного эффективнее (все встают в круг и в затылок друг другу).
3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) – выделяем сильные доли.
4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев. Протактируем музыкальный квадрат на слова «громко – тихо», первый такт – начало, второй – развитие, третий – кульминация, четвертый – завершение.
5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю – громкий хлопок – «ладошки», на слабую – тихий, «пальчики».
6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки – на талии) детский стишок, на сильную долю – громко, на слабую – тихо. Например,
Бом-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
7. Маршируем четверти со словами «Шаг, шаг, шаг, шаг».
8. Бежим на цыпочках (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
9. Если работа в группе – разделиться на 2 группы – одновременно одна половина шагает «шаг-шаг», а другая – «бе-гом, бе-гом».
10. Кошкин дом протопать ритм – на каждый слог. Приведенное выше четверостишие будет выглядеть так:
Шаг, шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом шаг, бе-гом шаг.
11. Группа делится на 2 части – декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина – метр (только на сильные и слабые доли), другая – ритм (на каждый слог)
12. А теперь то же самое прохлопаем
13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т. д.), прогреметь погремушкой и тому подобное.
роль музыки в рассказе гранатовый браслет
чем полезна классическая музыка
можно ли слушать громко музыку беременным